Трамвай Калининграда – безусловно, достопримечательность, причем общероссийского уровня. Потому как эта трамвайная система нашего города в нынешней России самая древняя (1890 г.). А первый электрический трамвай в России пошел в Киеве и Нижнем Новгороде 1892 и 1896 годы.
История всегда преподносит нам очень интересные, неожиданные и даже удивительные факты.О многом мы узнали, сидя в удобном красивом трамвайном вагоне и проезжая по городу Калининграду, из уст интересного рассказчика. Просто в этом вагоне с нами ехала не кондуктор, а экскурсовод Ираида Павловна.
Это была интереснейшая экскурсия "Кенисберг-Калининград" на ретро-трамвае "Дюваг"
Мы узнали, что предшественником электрического трамвая в Кёнигсберге была конка: вагон едет по рельсам, но на конной тяге. Первый маршрут ее начал действовать 26 мая 1881 года, когда в Берлине уже катались электрические вагоны. Конка быстро развивалась, к первому маршруту прибавлялись новые, и хозяева не очень хотели переходить на электричество. Конку строили и эксплуатировали акционерные общества. К 1895 году в Кёнигсберге было уже пять маршрутов конки. Но все-таки к 1899 году в городе было уже четыре маршрута электрического трамвая, в 1902 году их стало восемь, в 1904 — одиннадцать, а к 1937 году количество трамвайных маршрутов достигло пятнадцати.
Война порушила все.
Трамвай возобновил работу 7 ноября 1946 года, достаточно активно развивался, к 2000 году в городе было 10 маршрутов, а потом остался один. Грустно, жалко, но это история, в ней иногда бывает и возврат прежнего, но в новом качестве… Будем надеяться.
А сегодня мы едем по улицам города: от ворот трамвайного депо заехали к Южному вокзалу, а затем- вперед, по Ленинскому проспекту, обращая внимание на достопримечательности, останавливаясь перед ними. Ведь в суете каждодневных дел мы не смотрим по сторонам и многое не замечаем. Невозможно перечислить все, на что сегодня посмотрели, о чем узнали новое. Очень интересно и старое, и новое, из сегодняшней жизни. Медленно проехали по площади, первое имя которой в советское время было Площадь Трех Маршалов. Вспомнилось, что там, где сейчас фонтаны перед Храмом Христа Спасителя, было трамвайное кольцо трех или четырех маршрутов. А когда доехали до Верхнего озера, в памяти прозвучали слова одного из кондукторов прежних лет: «Одна путь,! Ждем!».Ведь по красивой улице Тельмана была проложена одна колея, поэтому в трамвае всегда сидели и ждали, когда пройдет встречный. Много интересного было рассказано и на улице 9 апреля. Неторопливая прогулка завершилась у Южного вокзала.
А еще вспомнилось из школьного детства. 1946-48 годы, когда приходилось ходить в Четвертую женскую школу на Чернышевского по Фестивальной Аллее. Почему-то этот маршрут нигде не вспоминают. А там ходил небольшой беленький трамвайчик, который мы называли «Тяни-Толкай». Он доходил до пересечения Сталинградского проспекта с ул.Карла Маркса, водитель от своего руля переходил в другой конец вагона к рулевому управлению, и трамвай начинал двигаться в обратную сторону, в сторону Большой Почтовой (Леонова).
Все-таки, интересно окунаться в историю. Нередко начинаем сравнивать: настоящее лучше или хуже прошлого?
А ведь всем известно: БОЛЬШОЕ ВИДИТСЯ НА РАССТОЯНИИ.