В рамках культурной программы для Чулковой В.А, онкопсихолога из Санкт-Петер-бурга, которая более 20 лет помогает в организации готовить и обучать волонтеров. Она с большим интересом всегда, во все приезды, интересуется нашими музеями и очень интересными и красивыми местами в городе и области. В этот раз мы решили организовать поездку в интереснейшее место. Ильичево Полесского района, местечко там называется «Вальдвинкель», что в переводе означает «Лесной уголок».
Уже несколько лет, точнее- с 2012 года, оно известно тем, что там есть Старая немецкая Школа-Музей. Женщины из КРОО «Вита», группами по 30 человек уже дважды посещали это место, но хотели бы поехать еще.
Очень красивые места, здание Старой школы в красивом, ухоженном саду. Но главное- это хозяйка дома, воссоздатель прежней школы и создатель музея не только старой немецкой школы, но и музея первых переселенцев в Полесский район Калининградской области из Чувашии. Инесса Савельевна Наталич, врач по образованию, идеолог создания именно Школы- музея, не просто любитель истории, а УВАЖАЕМЫЙ историк, создавший Музей не только Школы, но и первых переселенцев в эти края. И рассказы ее можно слушать увлеченно
Здание школы построено в 1890 году. В двух больших комнатах там учились немецкие дети: в одной комнате- с 1го по 4 класс , в другой- с 5го по 8 класс. Два учителя вели все предметы, а еще и пение-музыку, и рисование. Жили учителя во второй половине дома.
После окончания войны в 1945-46 годах там продолжали учиться эти дети.
После образования в 1945году Кенигсбергской области, а в июне 1946 году –переименованной в Калининградскую, в область стали прибывать первые переселенцы из разных концов нашей страны.
Первыми переселенцами в Полесский район были жители из Чувашии. Люди Среднего Поволжья, казалось бы, жили далеко от линии фронта. Но перенесенная война была тяжелой для всех. Эшелонами ехали на новые места со всем своим скарбом и даже везли с собой живность. В 1948 году началось переселение из области немцев в Германию. В здании школы начали учиться советские дети, для которых через некоторое время открылась школа другая, а старая оказалась заброшенной. В 90е годы ее постепенно люди начали разбирать по кирпичикам на свои нужды. Разоренное здание предложили семье Наталич.
Квартиру для жизни восстановили, во второй же половине было решено создать музей, Что и было начато.
К тому времени из Германии в Калининградскую область стали постепенно приезжать достаточно много немцев, как и мы иногда едем посмотреть свою малую родину, увидеть свой старый дом, свою школу. Подобные визиты были и в Вальдвинкель: подошли к школе, вспомнили детство. Неожиданным оказался музей. Именно бывшие ученики привезли в музей много ценного: свои тетради, дневники, грифельные дощечки, фотографии и многое другое. Рассказали очень многое об учебном процессе и о телесных наказаниях. Даже розги и палки сегодня можно увидеть и узнать «шкалу» наказаний за разные провинности. Невероятно, что телесные наказания в школе продолжались до конца 20 века, а окончательно запрещены в 2020 году.
Слушаешь и невольно сравниваешь учебу в немецкой школе и в нашей. Все по-другому. Но Школа –музей в одной из комнат--это одно. Но ведь рядом, в другой комнате -музей первых переселенцев. Чего стоят «Эшелонные книги», в которых перечислялись не только фамилии, имена, члены семью, но и имущество, куры и тп. Хотелось , конечно, этим людям какого-то послевоенного облегчения в жизни, тепла на новом месте. Но зима 1946 на 47 год оказалась жестокой, морозы до 25-30 градусов. Было трудно. А Инесса Савельевна в последующем была со всеми приехавшими знакома,. Общалась, знала их истории…Всевозможные вещи тех времен появились в музее. Деревянная обувь, в которой ходили школьники всюду, а в школе в носках. Мельничный ручной жернов, можно молоть зерно («перемелется- мука будет»)- так мы иногда говорим, а ведь это реальность жизни совсем недавних с нами годов. И это уже история.
Посетив этот музей, познаешь многое. Интересно и взрослым и школьникам. За все это слова благодарности и низкий поклон Инессе Савельевне и членам ее семьи, которые ей очень помогали и продолжают помогать. Сейчас полным ходом идет восстановление старой пивоварни. Э т о тоже очень интересный объект.
После экскурсии разговор продолжился за чаем, интересный, с очень интересной собеседницей, говорили долго.